Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ дисциплин

Начальник кафедры, подполковник Бахранов Дониёр Давранович

НАПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРЫ

Цель кафедры – с учетом преемственности и непрерывности общего среднего и среднего специального и профессионального образования, формирование у курсантов необходимых знаний, практических умений и навыков по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, для последующего изучения и глубокого усвоения специальных дисциплин

ЗАДАЧА КАФЕДРЫ

В рамках ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Создание необходимой базы для формирования у курсантов нижеследующих знаний, умений и навыков по специальностям «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность», относящихся к дальнейшей профессиональной деятельности:

  • знаний, относящихся к научному мировоззрению, истинных представлений об актуальных вопросах государственной политики;
  • целостных представлений о происходящих природных и общественных процессах, знаний о духовном облике человека, умений по использованию их в жизни и профессиональной деятельности, а также в современных научных изысканиях;
  • умений по самостоятельному усвоению и совершенствованию новых знаний, организации своего труда на научной основе;
  • навыков работы над собой, саморазвития, совершенствования профессиональных, духовных и просветительских знаний;
  • умений для анализа и понимания социально значимых проблем, посредством собственного мировоззрения;
  • знаний для умелого использования в профессиональной деятельности духовных и моральных качеств личности, регулирующих его отношения к человеку, обществу и окружающей среде;
  • знаний методов научного обоснования и изложения собственных точек зрений на национально-культурные и общечеловеческие ценности;
  • навыков самостоятельной работы;
  • компетенции в области традиционных ценностей (понимание ценности культуры, науки, производства);
  • уважительного и почтительного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантного восприятия социальных и культурных различий, умений предвидеть возникновения конфликтов,  компетенции готовности к сотрудничеству;
  • необходимых знаний по освоению иностранных языков на уровне требований, предъявляемых к свободному владению устной и письменной речью на иностранных (русский, английский) языках;
  • культуры речи и основ выполнения требований норм языка, точного произношения и выражения слов;

Создание необходимой базы для формирования у слушателей Высших курсов по подготовке руководящих кадров Государственной службы пожарной безопасности нижеследующих знаний, умений и навыков, относящихся к профессиональной деятельности:

  • навыков для овладения системой знаний, относящейся к научному мировоззрению, изучения основ гуманитарных и социально-экономических наук, актуальных вопросов государственной политики;
  • умений самостоятельного анализа социальных проблем и процессов;
  • навыков по соблюдению требований культуры речи на профилактических мероприятиях по пожарной безопасности, правильного подбора и использования слов;
  • принципов жизни, основанных на высокой духовности и главенстве закона, преданности Родине, честности, справедливости, ощущении мужества и верности духовным ценностям;
  • чувств добросовестного отношения к выполнению служебного долга, преданной службы Родине, бескорыстной помощи гражданам, сбережения материальных и духовных богатств, уважительного  отношения к национальным ценностям;
  • знаний о содержании  и современном состоянии государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности, целях и задачах, основах ее организационного и правового обеспечения;
  • навыков проявления высокой культуры и мастерства речи в общение с гражданами и в коллективе, а также владения необходимым уровнем навыков по ораторскому искусству;
  • навыков проведения правово-просветительских работ среди населения;
  • основ знаний по воспитанию и увлечению за собой подчиненного личного состава, повышению профессиональной подготовки и формированию здоровой духовно-моральной среды в коллективе;
  • профессиональных знаний о методах изучения и использования сущности ораторского искусства руководителя, требований, предъявляемых к нему, развивающих и влияющих на него факторов, социально-психологических составляющих ораторского искусства, а также навыков и квалификации по ораторскому искусству и выступлению перед общественностью, влиянию на окружающих через речь;
  • знаний о социально-психологической среде и отношениях в коллективе, психологических механизмах предотвращения острых ситуаций среди сотрудников, социально-психологическом анализе деятельности руководителя,  существующих в этой сфере проблемах и их решениях, использовании психологических знаний и методов в управленческой деятельности, а также навыков и квалификации по психологическому воздействию на личность;

В РАМКАХ СИСТЕМЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ:

Обеспечение качественной подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также оказание докторантам, самостоятельным соискателям и соискателям необходимой научной и учебно-методической помощи в проведении диссертационных исследований.

В РАМКАХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

подготовка научно-педагогических кадров, участие в проведении фундаментальных и научных исследований по проблемам обеспечения пожарной и техносферной безопасности, широкое внедрение их итогов в практику на основе интеграции образования с наукой и производством, в частности:

выполнение научно-исследовательских работ по темам, соответствующим направлению кафедры, а также обеспечение формирования научных знаний и навыков моделирования процессов и системного подхода  для достижения необходимых результатов профессиональной деятельности,

проведение научных исследований по актуальным вопросам гуманитарных и социально-экономических наук, а также изысканий по методике преподавания наук в соответствующих научно-исследовательских институтах и научных центрах.

проведение опытов на основе научно-исследовательских работ, а также получение новых научных и практических результатов, подготовка научных статей и тезисов на основе полученных результатов

осуществление в сети Интернет целенаправленного поиска сведений о самых современных научных достижениях, и их плодотворное использование

опубликование научных статей и тезисов в сборниках международных и республиканских конференций и научных журналах по итогам проведенных профессорско-преподавательским составом кафедры научных изысканий и достижений;

организация при кафедре научных кружков одаренных курсантов, обеспечение регулярных занятий курсантов в целях  их ознакомления с достижениями науки, научными разработками, специальной и другой литературой, инновационными технологиями, актуальными вопросами, постоянной работы над проблемами и недостатками.

ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ:

  • История Узбекистана;
  • Философия;
  • Основы духовности;
  • Экономическая теория;
  • Русский язык;
  • Английский язык.
  • Национальная идея: основное понятие и принципы;
  • Управленческая психология;
  • Логико-аналитические основы пожарной безопасности;
  • Духовно-просветительские основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом;
  • Культура и мастерство речи, ораторское искусство;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ:

ОБРАЗОВАНИЕ

Кафедра, включая в себя весь цикл гуманитарных и социально-экономических наук, осуществляет проведение лекционных и семинарских занятий с курсантами в сфере высшего образования в рамках специальностей «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» и слушателями Высших курсов по подготовке Руководящих кадров Государственной службы пожарной безопасности.

При проведении занятий широко используются современные технические средства обучения и педагогические технологии.

НАУКА

Осуществляющие в настоящее время деятельность на кафедре сотрудники с большим педагогическим опытом и научным потенциалом кандидат исторических наук Д.Д.Бахранов, кандидат исторических наук Д.Ф.Хашимова и кандидат философских наук, доцент Р.С.Реимбаев служат примером для молодых преподавателей. Профессорско-преподавательским составом кафедры регулярно проводятся научные исследования и их результаты широко внедряются в учебный процесс.

Результаты проводимых научных исследований по главной научной теме кафедры «История организации Института пожарной безопасности: опыт и перспективы» на регулярной основе находят свое отражение в научных статьях и других разработках.

В настоящее время преподаватель кафедры  Н.К.Уразбаев проводит научные изыскания по теме «Формирования и этапы развития системы пожарной безопасности Узбекистана (XX — начало XXI века)».

В РАМКАХ СИСТЕМЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ:

Преподаватель кафедры Н.К.Уразбаев с 2016 года в качестве самостоятельного исследователя Узбекского национального университета проводит научно-исследовательскую работу по теме «Формирования и этапы развития системы пожарной безопасности Узбекистана (XX-начало XXI века)» на соискание ученой степени доктора философии (PhD).

ВЫЕЗДНЫЕ УЧЕБНЫЕ СБОРЫ

На основе Постановления Президента Республики Узбекистан № 2991от 23 мая 2017 года «О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере пожарной безопасности» профессорско-преподавательским составом Института во всех территориальных образованиях республики раз в году организовываются комплексные учебно-практические сборы руководителей объектов, с последующим их тестированием и вручением сертификатов.

Во втором полугодии 2017 года профессорко-преподавательский состав кафедры принимал активное участие в выездных учебных сборах организованных в Хорезмской, Навоийской, Наманганской и Андижанской областях, а также в соответствии с приказами Министерства внутренних дел активно участвовал в тестовых испытаниях офицерского состава ГСПБ вышеуказанных областей, осуществляющего деятельность по направлениям пожарной профилактики и организации тушения пожаров

Преподаватели кафедры на постоянной основе активно участвуют в организуемых выездных практических занятиях с личным составом ГСПБ, а также разъяснительных и профилактических мероприятиях по пожарной безопасности.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРОФИЛЬНЫМИ ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ВЕДОМСТВАМИ

В целях обмена опытом и обеспечения гармоничной связи теории и практики  наложены тесные отношения кафедры с нижеследующими Высшими учебными заведениями и практическими организациями, подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве и проводится плодотворная работа:

  • Кафедры «История Узбекистана» и «Общая психология» Узбекского национального университета им. Мирзо Улугбека;
  • Кафедра «Изучение языков» Академии МВД Республики Узбекистан;
  • Кафедра «Философия и основы духовности» Ташкентского химико-технологического института;
  • Кафедра «Языковая подготовка» Военно-технического института Национальной гвардии.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

В рамках системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров Высших учебных заведений осуществляется повышение квалификации профессорско-педагогического состава кафедры на системной основе, в частности:

  • начальник кафедры, к.и.н. Д.Д.Бахранов в 2016 году прошел курсы повышения квалификации в Главном научно-методическим центре Республики Узбекистан;
  • доцент кафедры, к.и.н. Д.Ф.Хашимова в 2016 году прошла курсы повышения квалификации в отраслевом центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Национальном университете Узбекистана;
  • преподаватель кафедры Н.К.Уразбаев в 2917 году прошел курсы повышения квалификации в отраслевом центре переподготовки и повышения квалификации при Национальном университете Узбекистана.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ:

ИЗДАНИЯ

В целях применения в учебный процесс и практику результатов научных и научно-методических работ и совершенствования учебно-методических материалов по дисциплинам в последние годы подготовлены и опубликованы 6 учебных пособий и учебников, 4 сборника текстов лекций для курсантов и слушателей Института и других ВУЗов МВД Республики Узбекистан и свыше 100 научных статей.

КОНКУРСЫ

Профессорско-преподавательский состав кафедры достойно участвуя на различных научных и научно-практических конференциях, конкурсах, проводимых на республиканском уровне и внутри Института не раз становились призёрами. В частности, старший преподаватель кафедры М.Ю.Бадалбаева на конференции в Научном центре инновационного развития в обучении иностранных языков при Университете мировых языков Узбекистана получила сертификат за лучшие тезисы.